Национальное достояние и власть самоуправляемому народу


Основополагающие программы Инициативной политической группы "Народоправие"

Главная » 2015 » Август » 24 » Доктрина народовластия на Харькове
03:46
Доктрина народовластия на Харькове
Проект принят на собрании представителей общественно-политического актива Харьковщины 28.07.12 http://www.zobov.org.ua/content/328//
и доработан по итогам круглого стола «Методологические основы современного социального проектирования» 19.11.2014 http://dialogs.in.ua/index.php?showforum=316
Проект Доктрины народовластия на русском языке и пояснительную записку можно скачать по адресу  http://www.zobov.org.ua/content/568/
Первая редакция проекта Доктрины народовластия обсуждалась по адресу
http://politiko.ua/blogpost84533  
ФБ группа Общественно-политической коалиции "За Народовластие!"
https://www.facebook.com/groups/401404326579920/ 
 
Всеукраинский союз общественных организаций
 
«ГРАЖДАНСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»
Общественно-политическая коалиция
«За Народовластие!»
 
ДОКТРИНА
НАРОДОВЛАСТИЯ
( вторая редакция )
 
Харьков – Киев - Львов
2015
 
проект 2
Доктрина народовластия
Власть – народу!            Власть – громадам!
1. Общие положения
1.1. Правовой основой народовластия является равенство прав граждан на страну, на общую собственность, на безопасную и комфортную общую окружающую среду.
1.2. Реализация этих прав осуществляется через народовластие как общенародное самоуправление, при котором на основе принципа большинства исключительно дух, интеллект и воля народа определяют правила обще-жития в стране и каждый ее гражданин имеет возможность на равных с другими принимать участие в выработке и принятии управленческих решений наивысшего уровня, касающихся его жизни, контролировать деятельность органов управления.
1.3. Народовластие – это власть народа, громады над:
–     общенародной собственностью, собственностью громады;
–     всеми и каждым в стране и громаде соответственно;
–     представительными, исполнительными, судебными и контролирующими органами государственного и местного значения.
1.4. Воля народа или территориальной громады выявляется посредством механизмов прямого волеизъявления – референдума или общего собрания, результаты которых обладают статусом управленческих решений наивысшего уровня на общегосударственном и местном уровнях соответственно.
1.5. В случае невыполнения государственными или местными органами управления, а также отдельными выборными лицами воли народа или громад граждане имеют право прекратить их деятельность с помощью:
–     императивного мандата;
–     местного или всеукраинского референдума или общего собрания;
–     акций неповиновения и других действий, вплоть до восстания - как крайней меры.
 
2. Собственность
2.1. В общенародной собственности находятся:
–     земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны;
–     энергодобывающая отрасль, государственные электрогенерирующие предприятия и электросети от этих предприятий до конечного потребителя;
–     железнодорожная инфраструктура и подвижной состав, иные транспортные коммуникации и средства общегосударственного значения;
–     оборонные предприятия, иные предприятия стратегического для Украины значения;
–     государственная система денежного обращения.
2.2. У громад административно-территориальных единиц, микрорайонов, кварталов, улиц, многоквартирных домов и т.д. находятся:
–     в пользовании – выделенные по закону участки земли;
–     в собственности – общее имущество громад.
3. Референдум и общее собрание
3.1. Референдумы (общие собрания) проводятся ежегодно, а также внеочередным образом на всеукраинском и местном уровнях. Принятие решения о проведении внеочередного референдума (общего собрания) относится к компетенции представительных органов управления. Инициатива о проведении всеукраинского или местного референдума (общего собрания) может происходить от граждан по требованию, заявленному с помощью интернета или посредством сбора подписей, не менее 1% от численности дееспособного взрослого населения Украины или громады соответственно.
3.2. На референдум (общее собрание) могут быть вынесены любые вопросы, подготовленные должным образом. Вопросы готовят представительные органы управления, а также граждане и их объединения, инициировавшие референдум.
3.3. Ответственными за проведение референдума являются исполнительные органы управления.
3.4. Проведение референдума осуществляется под контролем объединений граждан и в условиях равного доступа к средствам массовой информации представителей различных точек зрения на обсуждаемую проблематику.
3.5. Голосование на референдуме осуществляется либо очным образом, либо по интернету по правилу "один гражданин – один голос". В голосовании имеют право принимать участие все дееспособные граждане Украины возрастом старше 18 лет. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, принявших участие в голосовании.
3.6. На ежегодный референдум (общее собрание) в обязательном порядке выносятся следующие вопросы:
–     оценка деятельности избираемых должностных лиц органов управления, суда и прокуратуры за прошедший год (удовлетворительно, неудовлетворительно, нет мнения). В случае неудовлетворительной оценки большинством участников референдума (общего собрания) полномочия соответствующих лиц прекращаются.
–     утверждение стратегических направлений развития страны, административно-территориальных единиц на предстоящий год.
3.7. Исключительно посредством всеукраинского референдума утверждаются:
–     отчуждение или передача в пользование объектов общенародной собственности, обобществление (национализация) объектов чьей-либо собственности по согласованию с собственником;
–     утверждение конституционных положений, стратегических направлений развития Украины;
–     вступление Украины в международные союзы и выход из них;
–     решения об изменении территории страны.
3.8. Исключительно посредством местных референдумов осуществляется:
–     отчуждение или передача в пользование объектов собственности громад, передача в пользование участков земли, обобществление объектов чьей-либо собственности по согласованию с собственником;
–     утверждение положений уставов, стратегических направлений развития громад.
 
4. Представительские органы управления
4.1. Высшим представительным органом управления в Украине является Вече, состав которого формируется и обновляется наполовину каждый год путем репрезентативного случайного выбора из числа дееспособных совершеннолетних граждан Украины. Вече наделено следующими исключительными полномочиями:
4.1.1. Осуществлять подготовку и внесение вопросов на всеукраинский референдум.
4.1.2. Осуществлять конкурсный отбор социальных проектов для последующего внесения на всеукраинский референдум.
4.1.3. Официально толковать Конституцию Украины и законы Украины, решать вопрос о соответствии Конституции Украины актов государственных органов управления.
4.1.4. Назначать на конкурсной основе и отзывать руководителей судов, силовых и контролирующих ведомств всеукраинского уровня.
4.1.5. Отменять любые решения государственных органов управления, распускать Верховную Раду Украины.
4.2. Представительными органами управления народа и громад Украины есть советы, которые формируются путем самоорганизации по схеме покаскадного делегирования представительными органами полномочных представителей снизу вверх (с возможностью замены по факту недоверия), начиная с представителей домовых или уличных советов и заканчивая Верховной Радой Украины.
4.2.1. Выборы представителей на каждом уровне самоорганизации осуществляются по моральным и профессиональным качествам открытым образом из числа кандидатур, предложенных громадами многоквартирных домов или улиц с соответствующей территории с учетом рекомендаций политических и общественных организаций, других объединений граждан.
4.2.2. Громада дома или улицы может в любое время отозвать своего представителя, если он не оправдал доверия. Осуществляется это путем отзыва своего голоса членами громады. Если будет отозвано большинство голосов, данных в его поддержку при выдвижении, полномочия представителя прекращаются.
4.2.3. Представительные органы управления наделены полномочиями принимать нормативно-правовые акты, утверждать бюджеты и планы развития, назначать на конкурсной основе и отзывать высших руководителей исполнительных органов управления, которые наделены в рамках имеющегося бюджета единоличными полномочиями формировать структуру исполнительного органа и осуществлять в нем кадровые назначения.
4.3. Представительными органами духовно-интеллектуальной элиты на всеукраинском и местном уровнях являются советы старейшин. Советы старейшин избираются общим собранием представителей территориальных громад. Всеукраинский совет старейшин имеет полномочия формирования состава Вече путем репрезентативного случайного выбора и организации открытого и публичного, с участием всех желающих, социального проектирования, для чего:
4.3.1. По собственной инициативе или инициативе граждан организует рассмотрение общественно значимой темы - информирует граждан, осуществляет сбор от них соответствующих социальных проектов, осуществляет первичную отбраковку неадекватных предложений, организует обсуждение на специально созданном для этой цели интернет-ресурсе.
4.3.2. Вносит отобранные социальные проекты на конкурсное рассмотрение Вече.
4.3.3. Обеспечивает по итогам конкурса совместную работу автора победившего проекта с авторами других проектов с целью выработки согласованного варианта, при этом победивший проект берется за основу, а его автор осуществляет доработку текста в процессе обсуждения.
4.3.4. Вносит доработанный проект на референдум в соответствии с действующим законодательством.
4.4. Аналогично организуется социальное проектирование на местном уровне, вводя институт совета старейшин и другие организационные моменты в уставы территориальных громад.
5. Исполнительные органы управления
Исполнительные органы управления готовят проекты бюджетов и программ развития, утверждают их в соответствующем представительном органе и обеспечивают выполнение. Подготовка проектов осуществляется совместно с представителями общественных объединений в общественных советах.
 
Принято как проект на собрании представителей общественно-политического актива Харьковщины 28.07.12 http://www.zobov.org.ua/content/330/  и доработано по итогам круглого стола «Методологические основания современного социального проектирования» 19.11.2014. http://dialogs.in.ua/index.php?showforum=316
 
Пояснительная записка
к проекту Доктрины народовластия
 
Наш народ, образованный и трудолюбивый, проживая в стране, богатой ресурсами, в большинстве своем бедствует, прозябает в нищете, влачит жалкое существование и вымирает. В ходе перестройки, "демократизации" и строительства "рыночной экономики" были уничтожены тысячи заводов, целые отрасли промышленности, подорваны основы сельского хозяйства, был нанесен колоссальный ущерб науке, образованию, здравоохранению и культуре. В результате – снижение жизненного уровня и то, что сегодня называют геноцидом украинского народа, – подрыв физического и психического здоровья, интеллектуальная и моральная деградация, превышение смертности над рождаемостью, сокращение населения на 10 млн. человек.
Все это происходит по вине тех, кто у власти. Но сколько мы туда ни избирали, все одно власть получается антинародная, поскольку антинародная избирательная система. При ней народ всегда будет проигрывать, как при игре с шулерами, и нет его в том вины.
Мы, участники собрания общественно-политического актива Харьковщины 28 июля 2012 г. http://www.zobov.org.ua/content/320/ , кровь от крови и плоть от плоти народной – остатки недобитой интеллигенции, страдаем вместе с народом. Мы разочаровались в тактике индивидуального выживания и встраивания в эту жизнь. Надо общими усилиями устранять действующую шулерскую систему управления. И мы понимаем, что никто, кроме нас – народа Украины – за нас этого не сделает. Для этого мы объединились и в муках выработали проект Доктрины народовластия, который предлагаем вниманию граждан Украины для совместного обсуждения и последующей доработки, а в данном материале этот проект разъясняем.
*     *     *
Как известно, первое представление о демократии (народовластии) как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление всех". Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятия "все" и "народ" не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была "первобытная демократия", где решения принимали все взрослые члены рода или племени.
Практически всю историю человечества народами кто-то правил. Правили по собственному усмотрению и, руководствуясь собственными интересами, правили по-разному. Монархи, президенты, генеральные секретари, финансовые олигархи… (О ком-то осталась добрая память, а кого-то вспоминают с проклятиями.) И даже в стране с самой развитой на сегодня демократией – в Швейцарии, стране референдумов, – реально правят те, кто содержит швейцарские партии и кто владеет средствами манипуляции массовым сознанием.
Народовластие, как правление народа самим собой – общенародное самоуправление, при котором субъект и объект управления совпадают, еще нигде в мире никогда не существовало. Но стремиться к этому надо, поскольку там, где демократии больше, люди живут, как правило, лучше. И этим во многом объясняется разрыв в уровнях жизни людей разных стран.
Как показывают общемировые кризисные явления последних лет, даже самые развитые демократии уже нуждаются в реформировании и совершенствовании. И для этого сейчас открываются новые, невиданные ранее возможности в связи с появлением средств коммуникации на основе Интернета и мобильной связи. Уже сегодня в ряде стран Европы прямые, непосредственные консультации первых лиц государств с гражданами, а также личное участие граждан в написании проектов конституции и их принятии становится новой демократической нормой. Форма прямого (непосредственного) народовластия из утопии превращается на наших глазах в реалии.
Предлагаемый проект Доктрины народовластия выполнен в контексте назревающих конституционных реформ и являет собой попытку проектирования общегосударственной системы управления с учетом вышеуказанных новых мировых веяний и отечественных исторических традиций общинного образа жизни. Разработчики питают надежду, что эта инициатива сослужит пользу в деле государственного строительства.
Предлагаемая в проекте Доктрины народовластия система управления отличается от ныне действующей следующими характеристиками:
1.     Референдум – норма жизни!
Всеукраинский и местные референдумы или общие сборы проводятся регулярно (не реже одного раза в год) по стандартному набору вопросов (оценка деятельности народных избранников и утверждение стратегических направлений развития) и по дополнительным инициативным вопросам. Решения, принятые на референдуме (сборах), обладают статусом управленческих решений наивысшего уровня на общегосударственном и местном уровнях, соответственно.
2.     Только народ и территориальные громады вправе распоряжаться общенародной собственностью и собственностью территориальных громад соответственно.
Отчуждение и обобществление собственности осуществляется только решениями референдумов или общих сборов, что исключает возможность разворовывания общенародной собственности и собственности территориальных общин представительными органами или первыми лицами органов управления.
3.     Устраняется возможность формирования в стране финансовой олигархии. Минимизируется влияние финансового и административного факторов на избрание состава представительных органов управления, которые формируются путем самоорганизации по схеме покаскадного делегирования полномочных представителей снизу вверх (с возможностью замены по факту недоверия), начиная с представителей домовых или уличных советов и завершая Верховной Радой Украины.
Делегирование осуществляется представительными органами открытым образом на конкурсной основе из числа кандидатов, выдвинутых напрямую на любой уровень управления общинами многоквартирных домов или улиц в частном секторе на соответствующей территории, с учетом рекомендаций политических и общественных организаций, других объединений граждан.
Община дома или улицы может в любое время отозвать своего представителя, если он не оправдал доверия. Осуществляется это путем отзыва своего голоса членами общины. Если будет отозвано большинство голосов, отданных в его поддержку при выдвижении, полномочия представителя прекращаются.
4.     Обеспечивается высокий профессионализм и персональная ответственность в управлении за счет конкурсного отбора представительными органами первых лиц их исполнительных органов. На первые лица исполнительных органов ложится вся ответственность за качество проектов бюджетов и программ развития, выносимых на рассмотрение представительных органов.
5.     Обеспечивается высокий уровень использования творческого потенциала граждан Украины, профессиональных, общественных, политических и иных организаций в решении задач развития страны и ее административно-территориальных единиц посредством организации двух параллельных схем совместного мыслетворчества.
Первая схема предназначена для выработки стратегически важных социальных проектов, утверждаемых референдумами или общими сборами. Ее деятельность организует новый социальный институт – Совет старейшин, в состав которого избираются лучшие представители духовно-интеллектуальной элиты, моральные авторитеты. Совет старейшин организует социальное проектирование посредством проведения открытого и публичного конкурса с участием всех желающих.
Вторая схема функционирует на основе общественных советов при исполнительных органах и предназначена для выработки проектов, утверждаемых представительными органами. Все проекты, выносимые исполнительными органами на утверждение представительных органов управления, проходят таким образом обязательную общественную экспертизу.
6.     Обеспечивается преемственность стратегического курса и программ развития страны и ее административно-территориальных единиц при происходящих кадровых заменах в представительных органах управления, поскольку все стратегические вопросы обсуждаются и утверждаются всем народом или общинами соответственно.
7.     Обеспечивается действительное представительство всех слоев общества и полностью исключается возможность узурпации власти в стране, кем бы то ни было, посредством создания высшего представительного органа – Вече, состав которого формируется путем репрезентативного случайного выбора из числа дееспособных совершеннолетних граждан Украины и обновляется наполовину каждый год.
Всем сомневающимся в применимости метода жеребьевки рекомендуем обратить внимание на уже имеющийся опыт Исландии, когда в 2010 г. проект Основного закона писали 950 простых граждан, избранных произвольно (по лотерейной системе) членами Национальной Ассамблеи http://worldcrisis.ru/crisis/1061703/thread_t .
Организованное на основе вышеприведенных подходов народовластие способно обеспечить устойчивое бескризисное функционирование и развитие общества, благодаря наличию прямых и обратных управляющих связей как от отдельных граждан, так и от их объединений.
В рамках предлагаемой модели народовластия управление общественным развитием осуществляется посредством принятия и исполнения решений согласно следующей иерархии:
–    Народ посредством референдума определяет цель, стратегические направления развития страны, расставляет приоритеты во всех сферах жизнедеятельности – политике, экономике, социальной сфере… (народ выступает заказчиком управленческих услуг).
–    Верховная Рада Украины на конкурсной основе отбирает наилучшую стратегию претворения в жизнь народных чаяний (народного заказа) и топ-менеджера (президента или премьер-министра – наименование должности не важно), способного реализовать данную стратегию.
–    Топ-менеджер набирает команду и в режиме сотрудничества с общественностью готовит все необходимые для реализации стратегии руководящие документы, утверждает их на Верховной Раде Украины и приступает к исполнению.
Граждане Украины и Верховная Рада Украины контролируют исполнение.
Научно обоснованная и общественно выверенная постановка вопросов стратегического развития на всеукраинский референдум обеспечивается совместной работой Совета старейшин и Вече над формулировками вопросов и выработкой социальных проектов.
По аналогичным схемам, утвержденным в уставах территориальных громад, протекают управленческие процессы и на местном уровне.
Просмотров: 249 | Добавил: Николай_Миляев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar